А.И. Ефимов, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Месели
Духовно-нравственное воспитание учащихся на
уроках истории и обществознания
Аннотация. Большим потенциалом для
духовно-нравственного воспитания
учащихся обладают такие дисциплины школьной программы, как история и обществознание.
При продуманной подготовке учителей уроки по этим предметам могут стать уроками
нравственного прозрения.
Ключевые
слова: духовно-нравственное воспитание, история,
общество.
Программы
многих предметов имеют большие возможности для духовно-нравственного воспитания
учащихся. К сожалению, материал урока не всегда используется для
целенаправленного формирования у учащихся духовно-нравственной культуры Успех
этой работы зависит не от «привязки» к каждому уроку «воспитательных моментов»,
не от количества мероприятий, а, главным образом, от глубины и продуманности
этого аспекта воспитания, от нравственной установки, убежденности самих
педагогов, воспитателей, их мастерства и такта.
А.С.
Макаренко подчеркивал, что именно в этой области инструмент прикосновения к
личности должен быть тончайшим и деликатным, каждое слово должно быть
значительным и мудрым: «экономное и серьезное слово о мужественности и
целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве» должно способствовать рождению
будущей любви, «творческой силы жизни».
Найти
нужный момент на уроке для беседы о взаимоотношениях между человеком и
человеком, человеком и миром, построить
с учащимися доверительные отношения, обеспечить положительный интерес к
проблеме – задача нелегкая, потому как за партами сидят ребята, еще не
способные иногда до конца понять и осмыслить эти вопросы, да и учителя –
предметники не всегда могут использовать тему урока для раскрытия разных
аспектов рассматриваемой проблемы.
Большим
потенциалом для духовно-нравственного воспитания учащихся обладают такие дисциплины школьной
программы, как история и обществознание. При продуманной подготовке учителей
уроки по этим предметам могут стать уроками нравственного прозрения.
Содержание
образовательной области «Обществознание» позволяет
учащимся 6 – 11 классов получить представление о развитии материальной и
духовной культуры человечества, о возникновении и эволюции общества и
общественных отношений, о первоначальных нравственных регуляторах поведений в
обществе – обычаях и традициях; постигать события и явления на местном,
региональном, российском, мировом и вселенском уровнях и видеть их взаимосвязь.
Следует
обратить внимание учащихся на то, как всемирные тенденции развития
взаимоотношений человека и человека, человека и природы, человека и Космоса
выражаются на локальном уровне; научить анализировать эти проблемы в конкретном
социокультурном контексте. Необходимо дать им представление, как об общих
чертах развития данных взаимоотношений, так и о его различиях, обусловленных
природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами,
этнокультурным контекстам и др.
Учебник 6 класса открывает авторскую линию курса
"Обществознание" для основной школы и создает условия для подготовки
учащихся к изучению обществознания в старших классах. Учащиеся узнают о
ценности человеческой жизни, о людях, о семье и семейном труде, о патриотизме,
о многонациональном составе России. Знакомятся с тем, какую роль играет человек
в природе. Что забота об окружающем мире- прямая обязанность и нравственный
долг человека. Об отношениях человека с другими людьми. Учиться общаться так,
чтобы становиться богаче духовно.
В следующем курсе детям открывается учебник об
отношениях человека с его ближайшим окружением, о правовых и экономических
отношениях в обществе. Знать эти отношения необходимо, чтобы своими поступками ежедневно
подтверждать высокое звание гражданина.
В
8 классе изучается раздел «Человек, цивилизация, культура», где обобщаются
знания, имеющиеся у школьников в результате изучения различных гуманитарных
предметов. Например, изучая тему «Человек и его мир», восьмиклассники
рассматривают вопросы: человек и его природа, человек и общество; отношения с
природой и другими людьми; факторы, влияющие на развитие или подавление
природных качеств людей; человек в поиске смысла жизни; идеалы и ценности
человека и др.
Далее учащимися изучаются такие темы, как
«Человек – личность»: становление личности человека; человек и связь поколений,
представления о добре и зле; самосовершенствование человека, воспитание и
самовоспитание и др.; «Цивилизация и культура»: культура как вторая природа,
культура и псевдокультура, национальное своеобразие и мировое единство;
«Взаимодействие общества и природы»: человек и природа, взаимосвязь общества и
природы, влияние природы на жизнь человека и отношения к природе, образы
природы в мировой культуре, поэтический образ природы в русском народном
творчестве, экологические проблемы как часть глобальных проблем и др. Далее изучается тема «Социальные отношения», в
которой значимыми являются вопросы: этнос и нация, исторические корни
современных наций и народностей, межнациональные отношения, национальная
культура и проблема ее сохранения, национальный язык, национальные праздники,
традиции и обычаи, семья и семейные традиции, гармония в семье, воспитание
детей и др.
Обществознание
помогает учащимся усвоить взгляды ученых на нравственные основы взаимоотношений
человеческого общества и природы, в частности, способствует осознанию ими
взаимосвязи и взаимообусловленности природной и общественной жизни, соотношения
природно-биологического и социального в развитии и формировании личности;
воспитывает патриотизм, уважение к существующим нормам, приверженность к
общечеловеческим ценностям и непреходящим ценностям национальной культуры.
Таким
образом, грамотно поставленное преподавание обществознания вырабатывает в
сознании учащихся истинное видение значения роли человека, его
высоконравственной культуры, любви к окружающему
миру в развитии народа, страны, мира.
Отметим также, что осознанный анализ и обобщение исторических фактов, учет
особенностей национального менталитета и региона подводит воспитуемых к верной
моральной оценке событий и личностей, формирует собственный взгляд на мир,
утверждает в сознании подрастающего поколения правильное ценностное отношение к
явлениям действительности, бытия человека и бытия природы, к духовному
богатству своего народа, служит основной нравственного поведения, тем самым
способствуя реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся.
Здесь мы лишь обозначили пути и
возможности духовно-нравственного воспитания учащихся в урочное время, понимая,
что в решении данного вопроса все зависит от творческого отношения учителя к
делу. Учителю, какой бы предмет он не преподавал, небезразлично, какими людьми
станут сегодняшние школьники, и для этого совсем не следует расширять учебные
программы, речь идет о содержательном осмыслении значимости проблем, таких,
как, например, духовно-нравственное воспитание.