Воскресенье, 19.05.2024, 04:43
Приветствую Вас Гость | RSS

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Месели                   Муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Новости школы [285]
Новости школы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Новости школы

Конференция в г.Чебоксары

А.И. Ефимов, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Месели

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Аннотация. Большим потенциалом для духовно-нравственного воспитания  учащихся обладают такие дисциплины школьной программы, как история и обществознание. При продуманной подготовке учителей уроки по этим предметам могут стать уроками нравственного прозрения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, история, общество.

Программы многих предметов имеют большие возможности для духовно-нравственного воспитания учащихся. К сожалению, материал урока не всегда используется для целенаправленного формирования у учащихся духовно-нравственной культуры Успех этой работы зависит не от «привязки» к каждому уроку «воспитательных моментов», не от количества мероприятий, а, главным образом, от глубины и продуманности этого аспекта воспитания, от нравственной установки, убежденности самих педагогов, воспитателей, их мастерства и такта.

А.С. Макаренко подчеркивал, что именно в этой области инструмент прикосновения к личности должен быть тончайшим и деликатным, каждое слово должно быть значительным и мудрым: «экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве» должно способствовать рождению будущей любви, «творческой силы жизни».

Найти нужный момент на уроке для беседы о взаимоотношениях между человеком и человеком, человеком  и миром, построить с учащимися доверительные отношения, обеспечить положительный интерес к проблеме – задача нелегкая, потому как за партами сидят ребята, еще не способные иногда до конца понять и осмыслить эти вопросы, да и учителя – предметники не всегда могут использовать тему урока для раскрытия разных аспектов рассматриваемой проблемы.

Большим потенциалом для духовно-нравственного воспитания  учащихся обладают такие дисциплины школьной программы, как история и обществознание. При продуманной подготовке учителей уроки по этим предметам могут стать уроками нравственного прозрения.

Содержание образовательной области «Обществознание» позволяет учащимся 6 – 11 классов получить представление о развитии материальной и духовной культуры человечества, о возникновении и эволюции общества и общественных отношений, о первоначальных нравственных регуляторах поведений в обществе – обычаях и традициях; постигать события и явления на местном, региональном, российском, мировом и вселенском уровнях и видеть их взаимосвязь.

Следует обратить внимание учащихся на то, как всемирные тенденции развития взаимоотношений человека и человека, человека и природы, человека и Космоса выражаются на локальном уровне; научить анализировать эти проблемы в конкретном социокультурном контексте. Необходимо дать им представление, как об общих чертах развития данных взаимоотношений, так и о его различиях, обусловленных природно-географическими, экономическими, политическими, социальными факторами, этнокультурным контекстам и др.  

Учебник 6 класса открывает авторскую линию курса "Обществознание" для основной школы и создает условия для подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах. Учащиеся узнают о ценности человеческой жизни, о людях, о семье и семейном труде, о патриотизме, о многонациональном составе России. Знакомятся с тем, какую роль играет человек в природе. Что забота об окружающем мире- прямая обязанность и нравственный долг человека. Об отношениях человека с другими людьми. Учиться общаться так, чтобы становиться богаче духовно.

В следующем курсе детям открывается учебник об отношениях человека с его ближайшим окружением, о правовых и экономических отношениях в обществе. Знать эти отношения необходимо, чтобы своими поступками ежедневно подтверждать высокое звание гражданина.

В 8 классе изучается раздел «Человек, цивилизация, культура», где обобщаются знания, имеющиеся у школьников в результате изучения различных гуманитарных предметов. Например, изучая тему «Человек и его мир», восьмиклассники рассматривают вопросы: человек и его природа, человек и общество; отношения с природой и другими людьми; факторы, влияющие на развитие или подавление природных качеств людей; человек в поиске смысла жизни; идеалы и ценности человека и др.

Далее учащимися изучаются такие темы, как «Человек – личность»: становление личности человека; человек и связь поколений, представления о добре и зле; самосовершенствование человека, воспитание и самовоспитание и др.; «Цивилизация и культура»: культура как вторая природа, культура и псевдокультура, национальное своеобразие и мировое единство; «Взаимодействие общества и природы»: человек и природа, взаимосвязь общества и природы, влияние природы на жизнь человека и отношения к природе, образы природы в мировой культуре, поэтический образ природы в русском народном творчестве, экологические проблемы как часть глобальных проблем и др.  Далее изучается тема «Социальные отношения», в которой значимыми являются вопросы: этнос и нация, исторические корни современных наций и народностей, межнациональные отношения, национальная культура и проблема ее сохранения, национальный язык, национальные праздники, традиции и обычаи, семья и семейные традиции, гармония в семье, воспитание детей и др.

Обществознание помогает учащимся усвоить взгляды ученых на нравственные основы взаимоотношений человеческого общества и природы, в частности, способствует осознанию ими взаимосвязи и взаимообусловленности природной и общественной жизни, соотношения природно-биологического и социального в развитии и формировании личности; воспитывает патриотизм, уважение к существующим нормам, приверженность к общечеловеческим ценностям и непреходящим ценностям национальной культуры.

Таким образом, грамотно поставленное преподавание обществознания вырабатывает в сознании учащихся истинное видение значения роли человека, его высоконравственной культуры,  любви к окружающему миру  в развитии народа, страны, мира. Отметим также, что осознанный анализ и обобщение исторических фактов, учет особенностей национального менталитета и региона подводит воспитуемых к верной моральной оценке событий и личностей, формирует собственный взгляд на мир, утверждает в сознании подрастающего поколения правильное ценностное отношение к явлениям действительности, бытия человека и бытия природы, к духовному богатству своего народа, служит основной нравственного поведения, тем самым способствуя реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся.

Здесь мы лишь обозначили пути и возможности духовно-нравственного воспитания учащихся в урочное время, понимая, что в решении данного вопроса все зависит от творческого отношения учителя к делу. Учителю, какой бы предмет он не преподавал, небезразлично, какими людьми станут сегодняшние школьники, и для этого совсем не следует расширять учебные программы, речь идет о содержательном осмыслении значимости проблем, таких, как, например, духовно-нравственное воспитание.

 

Категория: Новости школы | Добавил: meselischool (12.01.2012)
Просмотров: 1132 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Баннер
B
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz